Брофловски
Посмотрела уникальный фильм "Солдат и слон" от Арменфильм 1977 г.
"Во время ожесточенных боев на территории Германии, в самый разгар штурма одного из особняков, бойцами был обнаружен… слон. Рядовому Арменаку (Мкртчян) было приказано вывести животное из-под огня. Чего только не пришлось пережить Арменаку, прежде чем он с честью выполнит задание, осознает всю серьезность и гуманность своей миссии."

Не смотря на то, что снят фильм был в СССР он отличается от всех советских фильмов (видимо, поэтому он малоизвестен). Отрывок:

Весь фильм выложен Ютубе, что очень удобно.

Больше всего меня впечатлил эпизод с немкой: сначала она видела в нём врага, который разрушил её страну и её жизнь. Но после того, как не беря ничего взамен и не смотря на то, что она обсыпала его своей ненавистью, Арменак помог ей, она последовала за ним. Потому что вокруг больше ничего не было. Одни руины и отчаяние. И вдруг от врага - помощь. Она держалась в стороне, боясь, не доверяя, но следовала за ним.


Самый антивоенный фильм (с)

"В результате получился, пожалуй, самый антивоенный фильм на свете. Во-первых, в нем действительно возникает слон. Посреди войны, прямо на линии перекрестного огня. И мужики, только что остервенело стрелявшие друг в друга, с растерянными детскими улыбками опускают оружие. Потому что нельзя же стрелять в слона. Слон — это нечто само по себе абсолютно антивоенное. Это что-то из детства, из прекрасных воспоминаний о походах в цирк, в зоопарк. И воспоминания эти одинаковы у большинства бывших детей любой национальности.

Поэтому, когда герой Мкртчяна, увозящий слона на железнодорожной платформе из-под огня, кричит — по-русски, естественно, — «Не стреляйте! Здесь слон! Слон!!!», его понимают все, в том числе и немцы. И на какую-то минуту два мальчишки в военной форме, наш и немец, действительно возвращаются к своему подлинному естеству, в котором им никого не хочется убивать, а хочется смотреть на слона и по-дурацки улыбаться своим лучшим воспоминаниям. Так что они даже обмениваются понимающей улыбкой. Ну а потом, естественно, возвращаются в ту, другую, искаженную реальность войны, в которой они должны убить друг друга.

Во-вторых, помимо слона здесь есть Мкртчян! Его герой, герой во всех смыслах, человек, прошедший всю войну, ничего не боящийся, привыкший к смерти и ужасам, в глубине души так и не принял эту другую, искаженную реальность, в которой человек человеку зверь. Он настолько отчаянно отрицает эту грязную правду, что ему проще удивляться, разговаривая со слоном: «Ты подумай, до чего этот Гитлер людей довел?» То, что иные люди могли только и ждать прихода Гитлера к власти, ему лучше не говорить. Это человек до такой степени чистый внутри, что рассуждения о глубинной аморальности другого человека могут быть восприняты им почти как личная обида.

Герой Мкртчяна вообще по-детски забавно обидчив. И наивен. И очень добр. И следить за его при- и злоключениями в этом необычном путешествии в компании слона одновременно страшно (ну страшно же за такого по-детски беззащитного душой человека! Пусть герой, но страшно же!) и временами очень смешно. Потому что он не только наивный, но и изобретательный, почти как Фигаро.

В общем, простой, лаконичный, короткий черно-белый фильм, который стоит посмотреть, чтобы прикоснуться к чему-то очень глубокому, чистому и подлинному."

Отзыв Andrea-588 с сайта Кинопоиск.ру


"Я никогда не поверил бы в подлинность подобной истории, если бы однажды мне не пришлось увидеть документы, ясно свидетельствовавшие, что в этом невероятном на первый взгляд сюжете все — правда.
В 1942 году из Москвы в Ереван был отправлен слон. Зоопарка в столице Армении еще не было. Его лишь предполагалось создать. Создать, несмотря на то, что шла война. Вопреки войне.
Однако необычный по тому времени «груз» к месту назначения доставлен не был. Под Ростовом железнодорожный состав был разбомблен, и долгое время о судьбе слона ничего не знали. Его обнаружили лишь три года спустя, под Берлином, куда его угнали фашисты... Но все это предыстория нашего сюжета. Действие картины, по сути, начинается в тот момент, когда советские войска, продвигаясь с боями по земле третьего рейха, отбили нашего слона. Но что было делать с ним в такой ситуации? И тогда одному из солдат, армянину по национальности, был дан приказ — доставить слона в Ереван теперь уже из Германии.
Нам со сценаристом Эдуардом Акоповым захотелось рассказать эту историю — такую удивительную, бесхитростную и поучительную. Главную роль в картине сыграл Мгер Мкртчян. Его герой не производит впечатления этакого бывалого и воинственного человека, которому все нипочем. Вместе с тем в его исполнении рядовой Арменак Гаспарян обладает мужеством, отзывчивостью, готовностью прийти на помощь. Словом, это настоящий человек и настоящий солдат.
Изобразительное решение, над которым мы работали вместе с художником Микаэлом Антоняном и оператором Левоном Атоянцем.
Я благодарен актерам, снявшимся у нас в больших и малых ролях — Лайме Штримайтите, Владимиру Пицеку, Вячеславу Рындину, Стапасу Коспаускасу, Валентине Давтян, Игорю Медведеву и другим за их верность общему замыслу фильма. В столкновении с их персонажами раскрывается характер Арменака, обнажаются движения его души.
И, конечно же, все члены съемочной группы признательны замечательным артистам цирка — семье Корниловых, чье искусство мы смогли вполне оценить, когда работали с их подопечным. Слон, «сыгравший» Габуша — так зовут второго главного героя картины,— оказался трудолюбивым, смышленым исполнителем, хотя и с непростым характером...
Долгое путешествие Арменака и Габуша к экрану окончено. Но впереди у них — новый и трудный путь: их ждут встречи со зрителями. С волнением отправляем мы наших героев в эту дорогу, с надеждой и грустью смотрим им вслед."
Дмитрий Кесаянц
"Советский экран", 1975 год

@темы: кино